Образ советской женщины в фотоискусстве.
Как они прекрасны!
Дорогие женщины!
Примите наши самые искренние поздравления с чудесным весенним праздником – Международным женским днём 8-ое Марта!
Пусть сбудутся все ваши мечты и надежды, каждый день будет озарён счастливой улыбкой, а вместе с ароматом весенних цветов в вашу жизнь войдут радость и благополучие.
Любви, здоровья, удачи и хорошего весеннего настроения вам, милые женщины!
Вот небольшая подборка характерных образов советских женщин в фотоискусстве.
Скорее всего, можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.
Первый продолжался до середины 1950-х годов. Преобладающим направлением в советском фотоискусстве был монументально-героический образ женщины - активного строителя коммунизма: отличной спортсменки, комсомолки, ударницы и даже воина, защитника Отечества.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитая фотография Ивана Шагина "Парад физкультурников на Красной площади" 1936 года:

Шагин создал большую галерею героических образов своих современниц.
Вот его снимок 1933 года с почти античной натурой "Метания копья":

А в работе того же, 1933 года - "Физкультурники", её образ пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:

Вот и счастливая колхозница в его работе "Новый урожай" в том же 1933 году:

"Рабочий перерыв" Шагина, 1933 год:

"Иконой" советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:

Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:

Помимо основного, преобладающего направления в 1920-х годах в Советском Союзе был и другой взгляд на женщину, например в работах пикторалистов, старавшихся показать её альтернативную красоту.
Один из серии снимков "ню" Александра Гринберга, 1920-е годы:

Однако к началу 1930-х годов это направление подавленно и уходит в подполье, хотя в живописи подобное изображение женщин преобладало весь период эпохи Сталина.
Фотографы не забывали в многонациональном Союзе Советских Социалистических Республик и об "освобождённых женщинах Востока".
Стоить обратить внимание на одну из лучших работ в этой области - фотографию Альперта "Джигитка" 1936 год:

Казахская трактористка (авторство и точная дата неизвестна):

По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
"Сталин на совещании жён командиров", Шагин, 1936 год:

"Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны", Шагин, 1936 год:

Образ советской женщины в суровые годы Великой Отечественной войны - отдельная большая тема. Приведём лишь один снимок Грачёва того периода - "Для фронта", 1942 год:

В период "оттепели" акценты фотоискусства поменялись. Женские образы стали лиричней, индивидуальней и разносторонней, несмотря на то, что фотоискусство продолжало воспевать женщину-труженицу, строителя коммунизма, идущую в ногу со временем.
А вот какими увидела в 1956 году москвичек американская женщины-фотографа Лиза Ларсен.
Женщине делают маникюр:

Четыре беременные женщины на приёме у врача:

Министр образования и социального обеспечения:

Продавщица универмага:

Советская кинозвезда Ирина Скобцева:

Девушка в библиотеке:

Нельзя не обратить внимания на характерные снимки того времени на страницах журнала "Советское фото" (авторство и точные даты неизвестны).
У доски:

Молдавия:

Комсомольская ударная стройка:

"Лаборантка", 1962 год:

Январский номер 1968 года:

1960-е годы:

"Грустный мотив", Баскаков, 1976 год:

Источники: http://visualhistory.livejournal.com/198933.html
http://nnm.me/blogs/kissaveli/moskvichki-v-1956-godu/
|