Главная » 2012 » Ноябрь » 3 » 3 ноября 2012 года - Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота
18:18
3 ноября 2012 года - Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота
3 ноября 2012 года -
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота

     8 ноября (26 октября по старому стилю) православная церковь чтит память св.великомученика Димитрия Солунского . А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота. В этом году она выпадает на 3 ноября.
     Русская  Православная Церковь ежедневно возносит молитвы о всех прежде почивших отцах и братиях наших. Но есть дни, когда надлежит особо помянуть всех от века благочестно скончавшихся, и особенно воинов, на поле брани убиенных. С XIV века православные совершают поминовение по усопшим в субботу накануне 8 ноября (26 октября по старому стилю) - дня памяти святого Димитрия Солунского.  У Димитриевской родительской субботы многовековая история.
     Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Впервые эта панихида была совершена в присутствии князя Дмитрия Донского в Троицком монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в честь и память воинов, убиенных на Куликовом поле. Преподобный Сергий Радонежский, ранее благословил Дмитрия Донского на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского.
     «Ударила слава к железным воротам, к Риму и к Кафе по морю, и к Тырнову, и оттуда к Царьграду на похвалу: Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом», - говорят летописи о победе в Куликовской битве. Значение этой великой победы поистине огромно. Именно битва на Куликовом поле стала первым в истории ярким проявлением единства русских людей, осознания ими своей духовной и национальной общности. Прп.Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битвуЭта дата считается долгожданным началом освобождения русского народа от монголо-татарского ига. Но велика была и цена, заплаченная за эту победу. Более кровопролитной битвы история того времени не знала. Разные историки склоняются к различным цифрам потерь, но очевидно одно: с Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество, огромное по тем временам число. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат. Великий князь распорядился хоронить тела убитых русских здесь же на поле, а чтобы русские люди не забыли великого подвига предков, по благословению преподобного Сергия, князь Димитрий Иоаннович Донской постановил поминать всех погибших на Куликовом поле в субботу, предшествующую дню памяти святого Димитрия Солунского, своего небесного покровителя.
     Память о павших воинах особенно трепетно почиталась на Руси. Весьма показательно, что в XVII веке при государственной монополии на производство алкоголя, помимо крестин и свадеб, крестьянам только четыре раза в год дозволялось самим варить пиво, брагу и мед для домашнего питья: в Великий день (Пасху), на масленицу, на Рождество Христово и Димитриевскую субботу. Так этот день был особенно выделен в народной жизни наряду с Великими праздниками.
     Со временем память о павших в Куликовской битве переросла в поминовение всех воинов, в разное время сложивших голову за Отечество. В начале ХХ века это почитание было закреплено законодательно. Русь великая одолела Мамая на поле КуликовомДержавной Волею Государя Императора Николая II 22-го августа 1903 г. приказано было в войсковых частях и заведениях Военного Ведомства, имеющих священников, совершать в Димитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». В Димитриевскую субботу вся русская военная сила жила одним чувством: она славила и вспоминала тех, кто отдал на алтарь любви к Отечеству драгоценный дар Божий - свою жизнь. Ни пространство, ни время не могут изгладить память о тех, кто «душу положил за други своя».
     Бог не есть Бог мертвых, Он Бог живых, и у Бога все живы. Мы верим, что те, кто отсюда, из временной жизни, уходит - к Богу уходит. Древние христиане смерть называли Днем рождения в жизнь вечную, и Святая Церковь смерть называет успением, преставлением, исходом, выражая мысль, что человек из этой временной жизни просто переходит в другую - вечную жизнь.
     Не у каждого из умерших была возможность принять церковное напутствие через исповедь и приобщение Святых Христовых Тайн. Сколько людей убито на поле брани, пропало без вести, утонуло в воде, сгорело в огне, погибло от холода и голода, хищных зверей и злых людей. Многих из них некому вспомнить, некому возопить к Господу об их участи. Нет человека, который, живя на земле, не согрешил, и они согрешали. Потому Церковь от имени усопших обращается к нам, живущим, с просьбой помочь им, помянуть ради Царствия Небесного. Имена их часто неизвестны, но Богу ведомы. И просим мы человеколюбивого Бога: «приими их, как лучшую часть, что отдали Тебе, и пошли им вечную жизнь без печали и скорби в радости
бессмертной».
     Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие. Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

     Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

     Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
     Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
     Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон - панихидный столик - кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
     Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
     Необходимо помнить Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Живая связь

По материалам сайта: http://www.pravoslavie.ru/put/42594.htm

Просмотров: 959 | Добавил: Veteran | Теги: панихида, молитва об усопших, Сергий Радонежский, Куликовская битва, православие, Усопшие, Димитриевская родительская суббота | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: